№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Номер: № 3 (2020)

Единая глубоководная система России должна стать действительно единой

Различными стратегическими и директивными документами, изданными за последнее время, поставлены серьезные национальные цели развития всех отраслей народного хозяйства, и магистральной инфраструктуры в том числе. Одними из главных поставленных целей являются обеспечение связанности территорий нашей бескрайней Родины и организация экономически эффективных грузоперевозок.

Водный транспорт, при всей современной неоднозначности его достоинств и недостатков, обладает несомненным преимуществом — возможностью эффективных перевозок массовых навалочных грузов, к числу которых относятся, к примеру, уголь и зерно. По ним указом президента России поставлены четкие цели увеличения объема экспорта до 2024 г., поскольку уголь и зерно, одни из основных экспортных отечественных грузов, всегда пользуются спросом на мировом рынке.

В этом контексте интересным фактом является то, что существенная часть зерновых собирается в Донском бассейне, а Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) в Обском бассейне — одно из самых крупных угольных месторождений мира, основной проблемой которого является нехватка пропускной способности магистральной инфраструктуры. Для ее решения Транспортной стратегией предусмотрено увеличение пропускной способности железных дорог и мощностей морских портов. Вместе с тем решить эту проблему возможно альтернативным и комплементарным текущему курсу путем — увеличением пропускной способности внутренних водных путей, что сегодня и в ближайшей перспективе является одной из основных национальных задач.

Исходя из указанных в стратегических документах стремительно растущих цифр по увеличению объемов экспорта массовых навалочных грузов и развития магистральной инфраструктуры, увеличение пропускной способности внутренних водных путей должно быть не менее прорывным, чем все остальные стратегические направления.

В текущей ситуации целесообразно вдохнуть в термин ЕГС новый смысл, чтобы она стала по-настоящему единой для России, ведь сети автомобильных и железных дорог давно развиты и непрерывно охватывают всю территории нашей страны, а ЕГС, к глубокому сожалению, обрывается перед Уралом.

Совершенно очевидна в данной ситуации давно созревшая необходимость дальнейшего развития ЕГС за Урал путем устройства соответствующего межбассейнового соединения и включения в ее состав Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей. А в разрезе увеличения объема экспорта зерновых и «спасения Дона» целесообразным является устройство Окско-Донского водного пути и соответствующее инфраструктурное обустройство Северско-Донецкой и Манычской шлюзованных систем как магистральных путей для сбора и транспортировки, с образованием в итоге своего рода зернового бассейна.

Вместе с тем необходимо и увеличение пропускной способности ЕГС путем устранения всех, в том числе перспективных, лимитирующих участков, сдерживающих рост объема грузоперевозок на экспортно-импортных направлениях.

 Полную версию статьи читайте в журнале "Гидротехника" № 3 (60) 2020

Автор